ЯРМАКС: Новости

19.06.2014

Решение Ярцевского городского суда по заявлению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ «Об отмене итогов голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы».  

Дело № 2-245/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«05» июня 2014 года                     г.Ярцево Смоленская обл.

    

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Бунтман И.А.,

с участием помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Плющевой А.Ю.,

представителей заявителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области ФИО1ФИО2ФИО3,

представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области ФИО4,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Смоленской области ФИО5,

при секретаре Алейниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области об отмене решений участковых избирательных комиссий избирательных участков № и № об итогах голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва и проведении повторного подсчета голосов избирателей,

у с т а н о в и л :

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области обратилось в суд с заявлением об отмене решений участковых избирательных комиссий избирательных участков № и № об итогах голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва и проведении повторного подсчета голосов избирателей. В обоснование требований в заявлении указано, что 08 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва. Постановлением избирательной комиссии Смоленской области от <нет данных> № зарегистрирован список кандидатов в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области по единому избирательному округу.

В участковой избирательной комиссии избирательного участка , расположенной по адресу: <адрес> наблюдателю от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ФИО608.09.2013 в 23 час. 50 мин. выдана надлежащим образом заверенная копия протокола №2 об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке .

В участковой избирательной комиссии избирательного участка , расположенной по адресу: <адрес>, наблюдателю от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ФИО7 <нет данных> в 00 час. 20 мин. выдана надлежащим образом заверенная копия протокола №2 об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке.

Однако, в нарушение требований закона в территориальную избирательную комиссию МО «Ярцевский район» были представлены другие протоколы №2 об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательных участках № и . Из сравнительной выборки протоколов следует, что Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по двум избирательным участкам приписано 583 голоса избирателя, а протоколы, представленные в территориальную избирательную комиссию, заполнены другим почерком и имеют поддельные подписи.

В территориальной избирательной комиссии МО «Ярцевский район» при подведении итогов голосования по единому избирательному округу на территории Ярцевского района в одномандатном избирательном округе №17 были учтены указанные выше незаконные протоколы, в связи с чем не верно определены результаты выборов, которые не соответствуют действительной воле избирателей по единому избирательному округу как на территории Ярцевского района в одномандатном избирательном округе №17, так и на результаты выборов по единому избирательному округу в целом в Смоленской области.

Просит отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке , провести повторный подсчет голосов избирателей по единому избирательному округу на избирательном участке ; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке , провести повторный подсчет голосов избирателей по единому избирательному округу на избирательном участке ; поручить организацию проведения повторного подсчета голосов избирателей по единому избирательному округу на избирательных участках (далее УИК) № и № избирательной комиссии Смоленской области.

К участию в рассмотрении дела были привлечены в качестве заинтересованных лиц территориальная избирательная комиссия МО «Ярцевский район» Смоленской области (далее ТИК), избирательная комиссия Смоленской области.

Представитель заявителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области ФИО1. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что 08.09.2013г. состоялись выборы депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва.

Наблюдателям УИК № и № были выданы заверенные копии протоколов, которые отражают действительную волю избирателей на данных участках, поскольку подсчет избирательных бюллетеней проводился в их присутствии членами комиссий и нарушений закона при этом не имелось. Повторный подсчет голосов на этих избирательных участках не производился.

В нарушение избирательного законодательства в протоколах, выданных наблюдателям, и протоколах, использованных ТИК Ярцевского района, имеются значительные несоответствия. Так, согласно протоколу, полученному наблюдателями в УИК , число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования составило 125, тогда как, согласно протоколу, представленному в ТИК – 482. Согласно протоколу, выданному наблюдателям, за СРО ЛДПР проголосовало 19 избирателей или 15,2%, за Смоленское региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 16 или 12,8%; за Смоленское отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 16 или 12,8%; за Смоленское региональное отделение партии ЕДИНАЯ РОССИЯ – 33 или 26,4%, тогда как, из протокола той же УИК, представленного в ТИК, усматривается, что за СРО ЛДПР проголосовало 19 избирателей или 3,95%, за Смоленское региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 16 или 3,33%; Смоленское отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 16 или 3,33%; за Смоленское региональное отделение партии ЕДИНАЯ РОССИЯ – 412 или 85,65%.

В УИК № согласно протоколу, полученному наблюдателями, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования составило 64, тогда как, согласно протоколу, представленному в ТИК – 231. Согласно протоколу, выданному наблюдателям, за СРО ЛДПР проголосовало 12 избирателей или 11,76%, за Смоленское региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 17 или 16,67%; Смоленское отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 11 или 10,78%; за Смоленское региональное отделение партии ЕДИНАЯ РОССИЯ – 47 или 46,08%, тогда как, из протокола той же УИК, представленному в ТИК, за СРО ЛДПР проголосовало 6 избирателей или 2,23%, за Смоленское региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 2 или 0,74%; Смоленское отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 6 или 2,23%; за Смоленское региональное отделение партии ЕДИНАЯ РОССИЯ – 251 или 93,31%.

Таким образом, партии ЕДИНАЯ РОССИЯ по двум участкам приписано 583 голоса избирателей.

Выданные наблюдателям копии протоколов на УИК № и № заверены подписью председателя и печатью, соответствующих УИК, при этом, данные протоколов №1, выданные наблюдателям соответствуют данным в протоколах №1, представленным в ТИК Ярцевского района. А данные в протоколах №2, выданных наблюдателям, значительно не соответствуют данным в протоколах №2, представленным в ТИК. Члены указанных УИК не подтвердили наличие их подписей в протоколах №2, составленных по результатам выборов в сентябре 2013 года и использованных ТИК при подведении итогов голосования.

Он не оспаривает результаты выборов в Смоленской области и в Ярцевском районе, он оспаривает результаты выборов в УИК № и , учтенные при подведении итогов голосования, поскольку считает представленные в ТИК протоколы о результатах голосования по единому избирательному округу на указанных избирательных участках сфальсифицированными, не соответствующими реальному волеизъявлению избирателей, поскольку имеются явные и значительные расхождения данных, в связи, с чем необходимо произвести повторный подсчет голосов избирателей на указанных участках с целью восстановления истины на выборах. Просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель заявителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области ФИО2. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям, суду дополнил, что при принятии решения по делу, необходимо учесть, что в данном случае не может быть незначительных нарушений закона при подведении итогов для установления общей цифры при голосовании. Важен голос каждого избирателя. Власть должна сама быть заинтересована в том, чтобы получить легитимные, достоверные сведения по итогам голосования. Повторный подсчет голосов, возможно, и не повлияет на результаты выборов в плане распределения депутатских мандатов, однако действующим законодательством не предусмотрено таких разграничений, при наличии нарушений, как влияние результатов выборов на конкретном избирательном участке на итоги голосования в области. Необходимо рассматривать каждый участок отдельно и на каждом участке отдельно выявлять нарушения. При малейшем сомнении в правильности подсчета голосов на избирательном участке, волеизъявлений граждан, суды должны отменять результаты выборов на данных избирательных участках.

В данном случае нарушения избирательных прав граждан образовались в процессе передачи данных с избирательного участка в территориальную комиссию, где произошла подмена протоколов. При удовлетворении заявленных требований имеется возможность определить истинное волеизъявление граждан путем повторного подсчет голосов избирателей, что позволит восстановить нарушенные права и даст возможность действующей власти обрести доверие. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель заявителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области ФИО3. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях других представителей заявителя.

Представители заинтересованных лиц участковых избирательных комиссий избирательных участков № и № в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом (т.1 л.д.122, 124, 186, 199, 226, 234, т.2 л.д.73, 74, 131, 136). В судебном заседании установлено, что указанные участковые избирательные комиссии были созданы временно и на момент рассмотрения дела расформированы.

Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области ФИО4. в судебном заседании заявленные требования не поддержал, суду пояснил, что с учетом положений вышеуказанных норм во взаимосвязи с п.6 ст.54 Областного закона от 30.05.2007 №37-з территориальная избирательная комиссия на основании протоколов №1 соответствующих участковых избирательных комиссий об итогах голосования составляет соответствующую сводную таблицу и протокол №1 об итогах голосования на соответствующей территории.

09.09.2013 участковыми избирательными комиссиями избирательных участков № и № после подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования в 01 час 30 мин. и 00 час. 20 мин. соответственно в территориальную комиссию были предоставлены протоколы об установлении итогов голосования.

Данные об итогах голосования участковых избирательных комиссий были после прибытия председателя с первыми экземплярами протоколов об итогах голосования немедленно внесены в увеличенные формы сводных таблиц по соответствующей территории, с указанием времени их внесения и подписью. После этого данные протоколы с приложенными к ним документами были представлены одному из членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверил правильность их заполнения, полноту приложенных к ним документов и выполнение контрольных соотношений.

При проведении указанных, предусмотренных законом действий 8, 9 сентября 2013 года каких-либо жалоб на незаконные действия ТИК, связанные с установлением итогов голосования, в том числе и по избирательным участкам №№  от зарегистрированных кандидатов, наблюдателей, прочих лиц не поступало.

Все указанные выше процедуры в соответствии с федеральным и областным законодательством проводились в одном помещении в присутствии председателей, секретарей, членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса соответствующей участковой избирательной комиссии, членов территориальной избирательной комиссии, наблюдателей.

В рамках своих полномочий территориальной избирательной комиссией был выполнен спектр действий, направленный на установление действительных и объективных итогов голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва 8 сентября 2013 года.

Относительно избирательного участка , в рамках заявленных требований, не представлено каких-либо доказательств нарушения данных прав и интересов непосредственно Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области, что указывает сам заявитель в своем заявлении, не отрицая факт того, что в представленном в ТИК протоколе не имеется расхождений, относительно количества голосов избирателей отданных за Региональное отделение вышеуказанной Политической партии.

Относительно избирательного участка , на котором, по мнению заявителя так же имеют место нарушения прав избирательного объединения, следует отметить факт того, что в рамках заявленных требований, нарушение прав Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области фактически могут выражаться исключительно в том, что данным объединением не было получено необходимого количества голосов избирателей для возможности дополнительного представительства члена указанного объединения в представительном органе субъекта Российской Федерации.

Заявителем так же указано, что имеющиеся нарушения выражаются в расхождении данных протоколов об итогах голосования на избирательном участке № на 15 голосов избирателей, отданных за вышеуказанное общественное объединение, что фактически никак не влияет на результаты выборов применимо к региональному отделению данной Политической партии и, как следствие, на количество депутатских мандатов в Смоленской областной Думе пятого созыва представленных Региональному отделению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области на основании результатов выборов по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа №17.

Все предусмотренные процедурные моменты со стороны избирательной комиссии муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области были соблюдены в полном соответствии с действующим законодательством, открыто, гласно.

Заявителем не представлены доказательства подлинности копий протоколов участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ .

В связи с тем, что территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в рамках организации и проведения выборов депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва руководствовалась исключительно положениями федерального и областного законодательства и действовала в целях реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, основанием заявления Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области послужила неверная трактовка норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации. Просит в удовлетворении требований заявителя отказать за необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Смоленской области ФИО5 в судебном заседании пояснил, что вся работа по организации выборов должна соответствовать установленному законодательству Российской Федерации. У Избирательной комиссии Смоленской области не имеется сведений о том, что какие-либо из протоколов, представленных суду, являются поддельными.

Система ГАС «Выборы» не позволяет вводить иные данные, нежели представлены в протоколах УИК. Данная процедура установлена законом, открыта, все данные известны, процедура распределение мандатов установлена законодательством.

Согласно имеющимся данным Партия «Справедливая Россия», исходя из данных протоколов, введенных в ГАС «Выборы» по Смоленской области набрала 17 782 голоса, что составляет 7,58%. На основании этого данная партия получила один мандат, так как преодолела установленный 5-ти процентный барьер, и два мандата - в результате распределения.

Членами избирательной комиссии Смоленской области проанализированы протоколы, представленные суду представителем заявителя и территориальной избирательной комиссией. В случае, если бы данные, имеющиеся в протоколах, представленных суду представителем заявителя были введены в ГАС «Выборы», то Партия «Справедливая Россия» получила бы 17 797 голосов, что составляет 7,61%. В результате указанной партией так же был бы получен 1 мандат, так как партия преодолела установленный барьер, и два мандата - в результате распределения. Для иных партий, при введении данных из этих протоколов, так же не имеется изменений по количеству выданных мандатов. Если вообще исключить из итогов голосования на территории Смоленской области данные по указанным избирательным участкам, то результаты остались бы прежними. То есть итоги выборов на УИК № и № никак не повлияли на итоги голосования и распределения мандатов.

В соответствии с требованиями п.п.10, 11 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный". На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Сама процедура пересчета предусматривает участие участковых избирательных комиссий, так как повторный протокол вправе составить только они. Избирательная комиссия Смоленской области не вправе составлять протокол участковых избирательных комиссий и такое требование заявителя не соответствует действующему законодательству и процедурам, установленным законом. Избирательная комиссия Смоленской области не сможет составить протокол, проставить отметку «повторный», и соответственно не могут быть внесены изменения в сводные таблицы. Просит отказать в удовлетворении требований.

Выслушав представителей заявителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области ФИО1., ФИО2., ФИО3., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области ФИО4., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Смоленской области ФИО5., свидетелей ФИО8., ФИО7., ФИО6., ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12ФИО13.,ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17., ФИО18., ФИО19., исследовав письменные материалы дела, а так же отказной материал № по заявлению ФИО20, материалы гражданских дел №2-941/2013, № 2-142/2014, выслушав мнение помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Плющевой А.Ю., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч.1 ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В соответствии с п.п. 1, 2, 26, 29, 30, 31 ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.

Второй экземпляр протокола об итогах голосования представляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в п.3 ст.30 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.

В соответствии с п.п.1.2 п.1, п.п.6, 10, 11 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.02.2014 №19-ФЗ) суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

В случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный".

На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Как следует из правовой позиции, отраженной в п.2.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

В силу п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от <нет данных> № 67-ФЗ.

Судом установлено, что 08.09.2013 состоялись выборы депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва, участие в которых принимало Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области.

Председателем территориальной избирательной комиссии МО «Ярцевский район» Смоленской области (далее ТИК) постановлением избирательной комиссии Смоленской области от <нет данных> № назначена ФИО16. (т.1 л.д.130-137).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от <нет данных> № образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Смоленской областной Думы в местах временного пребывания избирателей, в том числе: избирательный участок № - ГУП «Литейно-прокатный завод», расположенный по адресу: <адрес>, и избирательный участок № – ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.146-147).

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № назначены ФИО13., ФИО10., ФИО21., ФИО15., ФИО22., ФИО23.; в состав УИК № вошлиФИО8., ФИО11., ФИО24ФИО17., ФИО12., ФИО15., что подтверждается постановлением Территориальной избирательной комиссии МО «Ярцевский район» Смоленской области от <нет данных> № «О назначении в составы участковых избирательных комиссий избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Депутатов Смоленской областной Думы в местах временного пребывания избирателей » и приложениями к нему (т.1 л.д.148-150, 222, 223).

В судебном заседании установлено, что председателем УИК № являлась ФИО22., заместителем председателя УИК – ФИО13, секретарем комиссии – ФИО21.; председателем УИК № являлась ФИО15., заместителем председателя - ФИО11., секретарем комиссии – ФИО17. (т.1 л.д.68, 69). Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.1 ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон), п.1 ст.52 Закона Смоленской области от 30.05.2007 №37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования на участке протоколом № 1 и протоколом № 2 об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу.

Требования к оформлению протокола участковой избирательной комиссии предусмотрены п.2 ст.52 указанного выше Закона.

Согласно п.п. «а», «ж», «з» п.2 и п.3 ст.67 того же Федерального закона протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать номер экземпляра; фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; дату и время подписания протокола; печать участковой комиссии. Числа, указанные в п.2 ст.67 данного Федерального закона, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.

Согласно п. 27 ст. 53 Областного закона от 30.05.2007 №37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры.

Судом установлено, что результаты выборов депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области по избирательным участкам № и № отражены в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования (т.1 л.д. 138-139, 140-141), представленных в ТИК, сведения из которых были внесены в ГАС «Выборы» и официально опубликованы.

Указанные протоколы соответствуют по форме и содержанию требованиям закона, подписаны всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, особое мнение кого-либо из членов комиссии отсутствует.

Однако, в подтверждение заявленных требований заявителем представлены копии протоколов №2 участковых избирательных комиссий избирательных участков и № (т.1 л.д.14-15, 20-23, 157-158, т.2 л.д.3-4, 5-6) числовые показатели в которых имеют расхождения с соответствующими показателями первых экземпляров протоколов №2 данных избирательных комиссий.

Так, в копиях протоколов, представленных суду заявителем, указано, что число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, составляет в УИК № 125, тогда как в протоколе, представленном в ТИК указано – 482; число погашенных избирательных бюллетеней составило 402, тогда как в подлиннике протокола – 45; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования 125 и 481 соответственно; число действительных избирательных бюллетеней – 116 и 472 соответственно; число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке 9 и 0 соответственно; за избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов по единому избирательному округу, согласно копии протокола, представленного заявителем: за Смоленское региональное отделение партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 7, согласно протоколу, представленному в ТИК – 0; за «ПАРТИЮ ПЕНСИОНЕРОВ» - 10 и 0 соответственно; за политическую партию «Коммунистическая партия социальной справедливости» 3 и 0 соответственно; за Смоленское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 33 и 412 соответственно; за РО ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Смоленской области – 1 и 0 соответственно; за РО ПАРТИИ «РОДИНА» в Смоленской области – 1 и 0 соответственно; за «СМОЛЕНСКОЕ РО РОДП «ЯБЛОКО» - 1 и 0 соответственно.

В копиях протоколов, представленных заявителем указано, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе в УИК № составляет 278, тогда как согласно копии протокола, представленного в ТИК – 273; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования составляет - 64, тогда как в протоколе, представленном в ТИК указано – 231; число погашенных избирательных бюллетеней составило 213, тогда как в подлиннике протокола – 46; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования 64 и 231 соответственно; число недействительных избирательных бюллетеней составило 3 и 0 соответственно; число действительных избирательных бюллетеней – 99 и 269 соответственно; за избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов по единому избирательному округу, согласно копии протокола, представленного суду заявителем: за Смоленское региональное отделение партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 3, тогда как согласно протоколу, представленному в ТИК – 0; за «ПАРТИЮ ПЕНСИОНЕРОВ» - 4 и 0 соответственно; за СРО ЛДПР – 12 и 6 соответственно; за Смоленское региональное отделение Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» - 17 и 2 соответственно; за политическую партию «Коммунистическая партия социальной справедливости» - 2 и 4 соответственно; за Смоленское областное отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 11 и 6 соответственно; за «КОММУНИСТЫ РОССИИ» - 1 и 0 соответственно; за Смоленское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 476 и 251 соответственно; за РО ПАРТИИ «РОДИНА» в Смоленской области – 1 и 0 соответственно; за «СМОЛЕНСКОЕ РО РОДП «ЯБЛОКО» - 1 и 0 соответственно.

Согласно п.12 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

Представителем заявителя представлены суду копии протокола №2 об итогах голосования по единому избирательному округу избирательного участка №797, которые не заверены надлежащим образом. В данных документах имеется лишь запись «Копия» и чья то неразборчивая подпись (т.1 л.д.14-15, 157-158, т.2 л.д.3-4). В нарушение указанной выше нормы закона в копиях протокола №2 не внесены необходимые сведения о лице, заверившем достоверность данных, внесенных в копии документа, – его фамилия и инициалы, не указаны дата и время заверения представленных копий.

В судебном заседании установлено, что копии протокола №2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка № составлялись самими наблюдателями либо членами избирательной комиссии под диктовку одного из членов УИК. Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетелиФИО15., ФИО13., ФИО23..

После заполнения бланков копий протоколов, члены комиссии, не сверяя каждую цифру, указанную в копии протокола, подписали её, что подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО15..

Таким образом, представленные заявителем копии протокола №2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу избирательного участка № заверены ненадлежащим образом, в связи с чем не могут свидетельствовать о неправильном подсчете голосов, внесении соответствующих сведений в протокол, представленный в ТИК, повлекших за собой нарушение прав заявителя и быть приняты во внимание судом.

Суду так же заявителем представлены копии протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу избирательного участка № (т.1 л.д.20-23, т.2 л.д.5-6). Указанные копии документа изготовлены путем ксерокопирования с копий протокола и не заверены надлежащим образом. В представленных копиях копий документа имеется лишь запись «Копия верна», неразборчивая подпись какого-то лица и дата: 09.09.2013; не указано время заверения копии протокола, фамилия и инициалы лица, заверившего протокол. Кроме этого, указанные копии с копии протокола содержат неоговоренные исправления в указании времени подписания протокола.

При таких обстоятельствах суд не принимает во внимание представленные представителем заявителя указанные копии протоколов об итогах голосования УИК №№ и , поскольку признает их недопустимыми доказательствами по делу.

Как следует из п.2 ст.69 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий.

Суд относится критически и не принимает во внимание показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО6ФИО7., ФИО8., ФИО11ФИО17. в части указания ими итогов голосования, в том числе о количестве голосов, отданных за избирательные объединения, зарегистрировавших списки кандидатов по единому избирательному округу, поскольку такие данные и сведения не могут быть получены путем свидетельских показаний, так как они устанавливаются исключительно на основании подсчета голосов избирателей, а сведения о них могут быть получены лишь из протоколов комиссий об итогах голосования либо заверенных с соблюдением требований федерального закона копий данных протоколов.

Доводы представителей заявителя о том, что протоколы №2 УИК № и № об итогах голосования по единому избирательному округу подписаны не членами комиссий, а иными лицами, суд не принимает во внимание, поскольку право на оспаривание подлинности подписей членов УИК в протоколах голосования заявителю не принадлежит.

Согласно показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании ФИО8., ФИО13., ФИО23., ФИО17., ФИО12., ФИО11., ФИО15 подписи в копиях протоколов об итогах голосования по единому избирательному округу избирательных участков №№ и , представленных в ТИК, им не принадлежат. Указанные обстоятельства явились предметом проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению ФИО20., в результате которой заместителем руководителя Ярцевского МСО СУ СК России по Смоленской области ФИО24 01.11.2013 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием события преступления (отказной материал № л.д.131-135). Факта фальсификации итогов голосования по выборам депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва не установлено. Данное постановление вступило в законную силу, не обжаловалось заинтересованными лицами и не отменено в установленном законом порядке.

Кроме того, из опубликованных результатов выборов по единому избирательному округу Региональное отделение Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в целом по области набрало 17 782 голоса, что составило 7,58% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирательных бюллетеней составило 234 511. В соответствии с действующим законодательством (ч.1 ст.58 Закона Смоленской области от 30.05.2007 №37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы») минимальное количество голосов избирателей, необходимое для получения мандата, составляет 5%, то есть 11 725,5 голосов избирателей (т.2 л.д.24-26). Следовательно, из приведенных цифр, а также данных копий протоколов №2 об итогах голосования по единому избирательному округу на указанных избирательных участках, в соответствии с которыми число голосов избирателей по области за указанное Региональное отделение составило бы 17 797, что составляет 7,61%, в результате чего так же был бы получен 1 мандат и два мандата - в результате распределения.

Суд считает, что имевшие место нарушения, указанные выше, при проведении выборов на УИК №№ и , являются нарушениями процедурного характера, допущенными участковыми избирательными комиссиями, и не могут быть отнесены к нарушениям, которые исключили бы возможность достоверно определить волеизъявление избирателей и повлиять на результаты выборов, а также на значительную разницу голосов между победившими в выборах избирательными объединениями и заявителем.

Таким образом, учет при определении результатов выборов депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва сведений, содержащихся в представленных суду региональным отделением копиях и копиях копий протоколов, не привел бы к допуску к распределению депутатских мандатов каких-либо иных избирательных объединений либо к перераспределению депутатских мандатов между избирательными объединениями.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Регионального отделения политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области отказать.

Иные доводы представителей заявителя и представленные ими доказательства не имеют правового значения для принятия решения по данному делу.

Суд разъяснил сторонам ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств, удовлетворил обоснованные ходатайства. Других доказательств стороны не представили, ходатайств об их истребовании не заявляли, посчитали представленные доказательства достаточными для вынесения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных требований Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской области об отмене решений участковых избирательных комиссий избирательных участков № и № об итогах голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва и проведении повторного подсчета голосов избирателей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                  И.А. Бунтман

приговор суда еще не вступил в силу.


Возврат к списку

Оцените новость:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Мне нравится0
Гость
В аппеляцию, без вопросов. Надо бороться до конца, а не того, как проплатят.
Добавить вопрос
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Надежда В.
Нет правосудия и правды нет,все продажное.
Добавить вопрос
Имя Цитировать Мне нравится0
Текст сообщения*
Загрузить файлы
 
Добавить вопрос


Новости Смоленского региона

Задать вопрос, сообщить о событии или происшествии Вы можете отправив письмо на электронный адрес admin@yarmax.ru
Редакция оставляет за собой право отказать в размещении информации не соответствующей редакционной политике. 
Приглашаем для размещения на нашем портале государственные и муниципальные органы власти, учреждения культуры и спорта, досуга и отдыха.
  • Рекламное агентство Вектор